RUSENG

Грани времени. Из семейного альбома 2012-2017

Проект «Грани времени.  Из семейного альбома» - это своего рода фотографические рефлексии  памяти, которые позволили  мне по-новому  увидеть, глубже осмыслить, а порой и переосмыслить прошедшее.  В  то же время работа  над  этим проектом дала возможность  восстановить  в памяти  утраченные эпизоды  частной  жизни, в которой, как в зеркале, отразилась  история и многих других семей. Форма художественно-документальной реконструкции  старых и современных фотографий, прямое  и  образное преломление их через призмы и зеркала  вызвала во мне мощный эмоционально-чувственный заряд, который, надеюсь, затронет и  зрителя, а возможно  станет импульсом  для  создания и исследования ими своих семейных альбомов.

 

Светлана Пожарская

                                                               --------------------------------------

 

Грани времени. Из семейного альбома Светлана Пожарская, Москва, Россия

 

ДО — бабушка-красавица, ученица Е. Ф. Гнесиной, всю жизнь проработавшая учительницей музыки

РЕ — дедушка — герой Гражданской войны. Репрессирован. Расстрелян

МИ — мама и папа, сидели по политическим статьям, каждый по десять лет. Маму забрали с фронта и посадили в 1944…

ФА — мама вышла и, после реабилитации, ей вернули право называться ветераном Великой Отечественной войны

СОЛЬ — папа умер после лагерей. В 39 лет

ЛЯ — девочка-умница, ставшая фотографом. Вырастила сына, выучила

молодежь в фотошколе «Известий», написала книжки

СИ — больше нет сил терпеть. Старые фотографии и семейные реликвии стали одной молчаливой историей

ДО…

Я не помню в отечественной фотографии ничего более безыскусного и ответственного про историю семьи в ХХ веке. Светлана Пожарская сделала свою работу в 2012–2016 годах.

Когда в России, тогда еще в Советском Союзе, начались перестройка и гласность, некоторые фотографы смогли в своем творчестве преодолеть немоту и рассказать о страшных 1930-х…

Кто-то пошел дальше, посвятив свои художественные работы 1940-м и 1950-м;

о них мы вспоминаем реже в разговоре о политических репрессиях, но это не

значит, что тогда жилось проще и репрессий не было.

Среди произведений советских и российских фотографов, посвященных тем годам, среди работ, которые остались в копилке нашего визуального медиа и в истории искусства, особое место занимает созданное Витасом Луцкусом (Литва), Игорем Савченко (Беларусь), Владимиром Шахлевичем (Беларусь), Сергеем Кожемякиным (Беларусь), Дмитрием Вышемирским (Россия), Алексеем Титаренко (Россия), Андреем Чежиным (Россия).

В большинстве тех проектов фотографы, даже отталкиваясь от истории собственных семей, расширяли перспективу, обобщали образы до глобального охвата «всего советского народа», «всех невинно убиенных», «всех жертв». Как будто говорить о своем, личном, казалось недостойным перед лицом грандиозных масштабов людских потерь в целом и делиться своей личной болью казалось невозможными. И было просто мучительно. И страшно. Несмотря на прошедшие мирные годы… Что говорить о зрителях, если художники подспудно, неосознанно боялись признаться в том, что сами из семей врагов народа, в том, что живут со знанием истории семьи и это знание порождает больше обид и непонимания, чем принятия, признания высохших ветвей на древе своего рода.

В ХХ веке в России вообще как-то не было принято знать и обсуждать вслух историю своих семей, особенно если этой истории не одно, не два поколения, но гораздо больше. Даже знать своих бабушек и дедушек казалось неважным.

Этот период забвения с размытым представлением об Истории как личном присутствии предков в ее деяниях позади, на смену пришло осознание своего присутствия в ней. И вернулась боль. Говорят, она приходит с возрастом, когда человек (художник) осознает, что за спиной осталось больше, чем еще предстоит, и подводит промежуточные итоги…

Так случилось со Светланой Пожарской. Но помимо обвинительных в своей скупости передачи фотокопий документов и снимков редких сохранившихся, не представляющих никакой антикварной ценности семейных реликвий фотограф нашла форму рассказа о своем роде. Битое зеркало, волшебные стеклянные призмы и многогранные шары, магические кристаллы, столь популярные в среде интеллигенции начала ХХ века. Сквозь них, казалось, можно углядеть будущее. Того, каким оно стало, никто не мог его предвидеть, и поверить в такое будущее никто не мог… Все оказалось еще невозможнее. Фотограф обращается к визуальной традиции модерна, черпая в ней силу для рассказа о событиях жизни эпохи модерна (модернизма) в мировой культуре.

Светлана Пожарская ведет нас от снимка к снимку, от разбитой балеринки в память о маме, не ставшей танцовщицей, от наградных часов военных лет к статуэтке пионера-героя, как в папином детстве… Фотограф наделяет вещи способностью простым голосом, внятно и разборчиво рассказывать свои истории. Она не скрывает в прошлом ничего в непрозрачных тенях, но, как дочь ветеранов Великой Отечественной, предстоит перед нами, на людях, с сухими глазами.

Я не знаю ничего, что было бы в последние годы создано в фотографии о нашем общем прошлом со столь пронзительной интонацией молчаливого вопрошания и глубокой печали.

Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения